К 80-летию области опубликованы фотографии двухэтажного троллейбуса, выпущенного ярославским автозаводом в 1938 году

11 марта



Ярославский двухэтажный троллейбус.

  Более десяти лет одной из достопримечательностей транспорта столицы были двухэтажные троллейбусы. Они были собраны Ярославским автомобильным заводом (ныне моторным, ЯМЗ "Автодизель" ). Первый из них делали в страшной спешке, чтобы в день выборов в Верховный Совет РСФСР выпустить машину на московские улицы. Изготовили первый ЯТБ-3 22 июня 1938 года, а уже через четыре дня - второй. Сначала было только две машины, а в 1939-м еще восемь. Они эксплуатировались до начала 50-х годов всего на двух линиях. Первый маршрут ходил тогда от площади Свердлова (ныне Театральной) мимо Тверской заставы и поселка Сокол до Коптево. Вторая партия троллейбусов была приурочена к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), которую позже переименовали в ВДНХ (сейчас ВВЦ). Троллейбус шел по Сретенке, 1-й Мещанской улице (нынешнему проспекту Мира) через Ржевский (ныне Рижский) вокзал. Сам двухэтажный троллейбус появился в Москве годом ранее - летом 1937 года. Тогда из Англии "выписали" две машины фирмы EEC, одна из которых - традиционная (правда, трехосная), вторая - двухэтажная. Для его эксплуатации пришлось на метр (до 5,8 м) поднимать контактную сеть на улице Горького (ныне Тверская) и на всем загородном участке первого маршрута. ЯТБ-3 пришлось несколько видоизменить. Во-первых, естественно, перенесли руль с правой стороны на левую, а двери с левого борта на правый. Если на английском прототипе для входа и выхода служила одна четырехстворчатая задняя дверь, то на ЯТБ-3 сделали еще и переднюю дверь для выхода. На первом этаже в салоне для пассажиров предназначались 32 мягких сиденья, а на втором 40. Все сиденья - с ковровой обивкой. Для доступа на второй этаж служила лестница из двух маршей в 10 ступенек. Высота салона (1780 мм) определялась контактной сетью, и стоять в проходе было не очень удобно, особенно зимой, в высоких головных уборах. Когда машины ЯТБ-3 везли болельщиков на стадион "Динамо" на очередной футбольный матч, основная масса пассажиров концентрировалась на площадке у входной двери. В этом случае машина шла с заметным креном на правую сторону. Сам троллейбус представлял для тех лет необычную конструкцию. Задние колеса были односкатными, и обе оси являлись ведущими. Они соединялись межосевым дифференциалом. Каркас кузова сваривался из стальных труб прямоугольного сечения, а наружная обшивка первого образца - из алюминиевого листа толщиной 1,2 мм. Машина выглядела внушительно. Ее длина - 9,4 м, а высота - 4,7 м. Салоны располагали 72 местами для сидения, и еще 28 пассажиров могли ехать в проходе первого этажа. Электродвигатель мощностью 75 кВт (101 л.с.) позволял троллейбусу развивать скорость до 54 км/ч. Летом на относительно пустых столичных улицах такая скорость еще была допустима, но зимой в гололед возникала опасность заноса и опрокидывания машины. Поэтому более 10 экземпляров строить не стали. К тому же были проблемы с высотой контактной сети, и от идеи даблдеккеров на электротяге пришлось отказаться. Для своего времени машина выглядела не просто красивой, а шикарной. Со второго этажа открывался прекрасный вид на улицы города, и дети всегда стремились занять первый ряд сидений второго этажа. Вентиляция, электрическое отопление, изящная отделка салона, табло "Свободных мест нет" над входом - все было внове для москвичей. Монстры ЯТБ-3 запечатлены в нескольких эпизодах довоенного фильма "Подкидыш", а в автомобильном отделе Политехнического музея в Москве можно видеть увеличенный почти до трехметровой высоты снимок ЯТБ-3. Увы, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра этого уникального троллейбуса, который в последний раз выходил на линию ровно 50 лет назад, в конце июня 1953-го года.









 Источники:
1) http://www.omnibus.ru/arhiv/6_2003/arhivarius/,
2)http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=51131 ,
3)http://affinity4you.ru/post108698521/,
4)http://www.vkonkovo.ru/blogs/klub-avtolyubitelei/dvuhyetazhnyi-troleibus-na-ulicah-moskvy.html
5) http://www.etoretro.ru/pic29791.htm

Вернуться в раздел
Телефон доверия 54-19-11