14 июня
Как все начиналось
.... трамвай
Идея запустить общественный транспорт обсуждалась ярославцами давно, с конца XIX века: город расширял свои границы, застраивался. И трамвай отлично вписывался в городскую инфраструктуру как удобный и доступный вид передвижения. Многие ярославцы думали, что по рельсам вагон потянет не сила электричества, а неугомонные ярославские лошадки, которые в большом количестве сновали тогда по улицам города, понукаемые зычными криками извозчиков.
Однако с такой перспективой был совершенно не согласен тогдашний директор «Бельгийского общества франко-русских мастерских» Эдуард Дени, который убедил городские власти, что время гужевого транспорта неуклонно подходит к своему закату. В результате в 1897 году был заключен контракт с бельгийской фирмой «Компания тяги и электричества» на запуск в Ярославле электрического трамвая. Вскоре после этого в городе началось строительство трамвайного депо и, связанное с этим, возведение электростанции.
Историческое событие произошло 17 декабря 1900 года. В этот день первый ярославский трамвай загрохотал по стальным рельсам. По городским маршрутам стали следовать 19 электрических машин фирмы «Валькер». Поначалу трамваи перемещались по Ярославлю крайне медленно, со скоростью около 12-15 верст в час, да и постоянных остановок у них не было. Они, как и зачастую современные «маршрутки», останавливались по первому требованию пассажиров, иногда успев проехать лишь несколько метров от предыдущей высадки.
Стоил проезд в «электрическом чуде» относительно недорого, 6 копеек в первом классе и 4 - во втором. Первым классом назывались места в носу трамвая, а вторым – сиденья, расположенные в хвосте машины. Причем, на конечных остановках привычного теперь разворотного круга не было, и вагоновожатый лишь переходил к рулю с обратной стороны трамвая. Соответственно при этом классификация посадочных мест так же диаметрально менялась. Первый класс становился вторым и наоборот.
Трамваи были в новинку, а поездки в них доступны всем слоям горожан, поэтому электрический транспорт быстро завоевал популярность в Ярославле. Вскоре вагоны стали наполняться «под завязку», что крайне расстраивало местных извозчиков и их четвероногих помощников, лошадей. Извозчики оставались без клиентов, а лошади трамваев попросту пугались. Поэтому с грохотом стучащую по рельсам машину, возницы с досадой прозвали «бесовской силой».
В начале XX столетия трамвайные маршруты в Ярославле цифрами обозначать было не принято, их называли звучными именами, как проспекты или пароходы. В городе действовали Московский, Власьевский, Рождественский, Федоровский, Волжский и другие маршруты. Самым живописным из них был Волжский: на этот трамвай можно было сесть на площади Богоявления, проехать до тогдашней пристани на Волге и далее прокатиться вдоль всей набережной. Самым популярным маршрутом являлся Власьевский, который начинался от одноименной башни и шел по теперешней улице Свободы, где и тогда располагалось множество магазинов, до железнодорожной станции на Всполье.
...троллейбус
Спустя полвека вышел в рейс и первый ярославский троллейбус. С тех пор «рогатый» стал одним из самых популярных видов городского общественного транспорта, изрядно потеснив на улицах трамвай и навязав конкуренцию автобусам и, позднее, маршруткам. В настоящее время в Ярославле действует 9 троллейбусных маршрутов.
В 2014 году в городе проходили даже испытания электробуса - автономного автобуса на электрической тяге, которые не привели к запуску. Машина, собранная в городе Энгельс, оказалась нерентабельной в наших условиях. Достичь полной зарядки аккумулятора не удавалось, да и сам электробус стоил значительных денег. Было принято тогда решение отправить машину на доработку.
День сегодняшний
За 120 лет неоднократно проходила масштабная модернизация городского электротранспорта, который, несомненно, был и остается востребованный горожанами. Об этом и другом - наш разговор с генеральным директором АО"Яргорэлектротранс" Ильхамом Худиевым.
- Ильхам Тофикович, чем и как живет предприятие в юбилейный год?
- Наша основная задача - обеспечение пассажиропотока - не изменилась за всю историю предприятия. Менялись маршруты, средства передвижения, но доставить людей в нужный им район города компания продолжает и будет продолжать, пока есть спрос.
Сейчас у нас в наличии - 116 троллейбусов и 59 трамваев. К сожалению, сегодняшнее состояние трамвайного парка удовлетворительное, степень их износа 40%, а вот с троллейбусами ситуация гораздо серьезнее, почти в полтора раза больше. Мы, по мере поступления финансирования, пытаемся своевременно обновлять транспортный парк, стараемся, чтобы городской электрический транспорт оставался в Ярославле доступным и безопасным, был равномерно представлен во всех районах города.
- Какова численность вашего трудового коллектива?
- У нас трудоустроено 1477 сотрудников, штат укомплектован профессионалами самой высокой квалификации. Мы регулярно участвуем в общероссийских и городских конкурсах профессионального мастерства. В 2000 году первенствовали по стране среди вожатых трамваев, а в 2012 повторили то же успех среди водителей троллейбусов. Перечень же грамот и благодарностей нашему предприятию еще более внушительный. Так, на днях получили почетную грамоту с благодарностью от мэрии Ярославля по итогам участия в городском конкурсе «Лучшее предприятие» за 2016 год.
В то же время испытываем острую нехватку специалистов самых необходимых нам профессий, а именно: водителей и кондукторов. Чтобы решить эту серьезную кадровую проблему, с 2016 года непосредственно на предприятии организовали шестимесячные курсы для подготовки вышеуказанных специалистов. В результате увеличился приток молодежи к нам по этим вакансиям.
- Ваши сотрудники работают в очень напряженном графике. Как, отдыхаете?
- Конечно, с учетом загруженности и особого трудового рабочего графика, без привычных для большинства людей выходных и праздников, в любую погоду и при любых обстоятельствах. Пассажирские перевозки – важный атрибут жизни городского жителя, и очень важно своевременно доставить людей до того или иного района Ярославля.
Поэтому у нас в коллективе популярен активный отдых, позволяющий собраться всем вместе и отвлечься от повседневных забот. Работники предприятия постоянно участвуют в городских спортивных спартакиадах, а часть из них любит ходить в совместные походы по нашей области. Летом проводим игры в футбол, волейбол, хоккей, настольный теннис, а зимой - обязательно на лыжах.
- Ильхам Тофикович, насыщенная у вас корпоративная жизнь, со своими традициями и правилами…
- Нам же 120 лет (Улыбается) – есть чем гордиться. А еще нельзя не рассказать о нашем любимом ансамбле народной песни - «Калинушке», собранного из сотрудников предприятия, постоянного участника всех городских праздничных мероприятий.
Горожане и гости города – наши пассажиры, и мы стараемся сделать их поездки удобными, приятными и даже познавательными. Например, к Дню Победы рассказываем героях – ярославцах, их жизни и подвиге; к новогодним праздникам - украшаем улицы красочными и яркими гирляндами. К Дню города также выделяем средства.
- Ваши ближайшие планы?
- Планы реальные и простые - работать, развивая предприятие, и растить специалистов. По возможности, если будет достойное финансирование, обновлять парк трамваев и троллейбусов. Главное, пусть наши пассажиры будут нами довольны.
- Если сравнивать 120-летний путь становления и развития предприятия, насколько плодотворен для вас и значим для ярославцев?
- Модернизация сделала электротранспорт доступным и быстрым для перевозки пассажиров практически в любой место города. Радует, что он нужен жителям, несмотря на увеличивающееся количество автомобилей. Главное достижение за 120 лет, это сохранение предприятия и ГЭТ. В этом заслуга горожан и коллектива ЯрГЭТ. В год экологии мы разрабатываем программы развития ГЭТ, как экологически чистого вида транспорта. Но и мировая практика доказала эффективность ГЭТ. Все мировые автопроизводители увлеклись созданием электротранспорта. И мы пристально следим за всеми мировыми тенденциями.